Мастер-классы
1. Прописная и строчная буквы (Малышева И.А., учитель русского языка и литературы гимназии № 33) смотреть здесь
2. Словообразование имён существительных (Павлова Н.В., студентка гр. РЛЖ-08-3) смотреть здесь
Конспекты уроков
УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ИЗЛОЖЕНИЯ
1. Конспект урока развития речи в 6 классе "Изложение, близкое к тексту, по рассказу И.С. Тургенева "Воробей") смотреть здесь
2. Дмитриева О.Н., Васильева А.В., Генералова С.А., Ключникова М.Р. Подготовка к сжатому изложению (7-й класс) смотреть здесь
3. Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту (5 класс) (Курушина М.В., учитель русского языка и литературы Авторского лицея Эдварса № 90 г. Ульяновска) смотреть здесь
4. Артемьева О.Н., Кочурова И.Е., Панкова Е.А. Подготовка к изложению, близкому к тексту смотреть здесь
5. Обучение сжатому изложению (урок развития речи в 5 классе) (Гаврилова В.В., гимназия № 79)смотреть здесь
СОЧИНЕНИЯ
1. Конспект урока "В мастерской художника слова"(Плотинина Н.П., гимназия № 79) смотреть здесь
2. Конспект урока развития речи в 5 классе "Сочинение по серии картинок о Коте Леопольде"смотреть здесь
3. Артемьева О.Н., Жесткова Н.С., Симонова И.Ю. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека (7 класс, программа под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта) смотреть здесь
АНАЛИЗ ТЕКСТА
1. "Глаза природы" (Лёвушкина О.Н., г. Москва, МИОО) смотреть здесь
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
5-й класс
1. Курушина М.В. Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание кратких прилагательных" (с основой на шипящий) смотреть здесь
2. Возвратные глаголы. Урок русского языка в 5 классе (Пискунова Г.В., учитель русского языка и литературы гимназии № 34 г. Ульяновска) смотреть здесь
3. Обобщение и систематизация изученного по теме "Существительное". Урок русского языка в 5 классе (Исакова Н.Ф., учитель русского языка и литературы гимназии № 1 г. Ульяновска) смотреть здесь
4. Правописание приставок. Урок русского языка в 5 классе (Малышева И.А., учитель русского языка и литературы гимназии № 33 г. Ульяновска) смотреть здесь
5. Имена существительные собственные и нарицательные (урок русского языка в 5 классе) (Малышева И.А., гимназия № 33) смотреть здесь
6-й класс
1. Зуева С.В. Урок русского языка в 6 классе по теме "Употребление глаголов в речи" смотреть здесь
2. Малышева И.А. Урок русского языка в 6 классе по теме "Профессионализмы"смотреть здесь
3. Лексические нормы имён существительных. Урок русского языка в 6 классе (Вылегжанин К.В., учитель русского языка и литературы лицея № 179 г. Санкт-Петербурга) смотреть здесь
4. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (6 класс, программа под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта) смотреть здесь
7-й класс
1. Зуева С.В. Урок русского языка в 7 классе по теме "О-Ё после шипящих" смотреть здесь
2. Что мы знаем о частицах? Урок русского языка в 7 классе (Малышева И.А., учитель русского языка и литературы гимназии № 33 г. Ульяновска) смотреть здесь
3. Частица. Урок-исследование русского языка в 7 классе (Курушина М.В., учитель русского языка и литературы Авторского лицея Эдварса № 90 г. Ульяновска) смотреть здесь
4. Союз как часть речи. Урок русского языка в 7 классе (Леонтьева А.Е., учитель русского языка и литературы СОШ № 57 г. Ульяновска) смотреть здесь
5. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс, программа под ред. Н.М. Шанского) смотреть здесь
8-11 классы
1. Обращение. Урок русского языка в 8 классе (Зуева С.В., доцент кафедры русского языка УлГПУ им. И.Н. Ульянова, к.п.н.) смотреть здесь
2. Период и его его выразительные возможности (Малышева И.А., гимназия № 33) смотреть здесь
3. Знаки конца предложения (Зуева С.В., УлГПУ им. И.Н. Ульянова) смотреть здесь
4. Малышева И.А. Урок русского языка в 9 классе по теме ""Коварный одиночка": запятая в сложносочиненном предложении" смотреть здесь
5. Зуева С.В. Местоимение как часть речи (уроки русского языка в 10 классе) смотреть здесь
6. "Лежит брус во всю Русь..." Урок повторения темы "Диалектизмы" (Остренкова М.А., к.ф.н., доцент кафедры русского языка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского) смотреть здесь
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Урок "Подготовка к проекту "География моей семьи"" (Плотинина Н.П., гимназия № 79) смотреть здесь
2. Урок подготовки к проекту "Улица, на которой я живу" (Плотинина Н.П., гимназия № 79) смотреть здесь
ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ
1. Графический диктант по теме "Разряды союзов по значению" (Лебедева Анастасия, РЛ-11-3) смотреть здесь (Презентацию к фрагменту урока см. ниже)2. Подробное изложение-миниатюра по теме "Диалог" (Лебедева Анастасия, РЛ-11-3) смотреть здесь (Презентацию к фрагменту урока см. ниже)
3. Изложение-миниатюра (близкое к тексту) по теме "Синтаксис и пунктуация. Повторение и систематизация изученного" (Щипакина Ю., Сергеев В., Фролова Д., РЛ-12-1) смотреть здесь
Презентации к урокам русского языка и развития речи
1. Словарно-орфографическая работа со словом гардероб (Кривова Екатерина, РЛ-12-1).
2. Диктант-молчанка по теме"Буквы О-Ё после шипящих"(Лузина Наталья, РЛЖ-08-2) смотреть здесь
3. Диктант-молчанка по теме "Буквы И-Ы после Ц"(Голявина Марина, РЛЖ-08-2) смотреть здесь
4. Диктант-молчанка по теме "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-"(Филиппова Елена, РЛЖ-09-4) смотреть здесь
5. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (Шарафутдинова Динара, РЛЖ-09-3) смотреть здесь
6. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (Кузнецова Мария, РЛЖ-09-3) смотреть здесь
7. Различение частиц НЕ и НИ смотреть здесь
8. Разряды частиц (Сидоренко Яна, РК-08-1) смотреть здесь
9. Сочинение по серии картинок о Коте Леопольде (Сидоренко Яна, РК-08-1) смотреть здесь
10. Графический диктант по теме "Разряды союзов по значению" (Лебедева Анастасия, РЛ-11-3) смотреть здесь
11. Подробное изложение-миниатюра по теме "Диалог" (Лебедева Анастасия, РЛ-11-3) смотреть здесь
11. Подробное изложение-миниатюра по теме "Диалог" (Лебедева Анастасия, РЛ-11-3) смотреть здесь
12. Материал к уроку "Подготовка к сочинению-описанию памятника Д.А. Разумовскому". Отрывки из документального фильма А. Сладкова "Неизвестный солдат. Последняя командировка" (2004 г.).

Наблюдая мастер-класс Малышевой И.А., отметила для себя очень интересный методический ход, который учитель использовал в начале урока, чтобы мотивировать детей на изучение заявленной темы «Прописная и строчная буква». Ирина Анатольевна предложила ученикам самим поставить себе оценку за знание заявленной темы, затем прочитала ребятам текст и попросила определить количество слов, которые должны быть написаны с прописной буквы. Не все дети ответили верно. Считаю, что это очень хороший ход, чтобы мотивировать детей на изучение новой темы. Белова Светлана, студентка группы РК-09-1.
ОтветитьУдалитьНесколько слов о мастер-классе И.А. Малышевой. Урок пронизан темой театра: и подведение к словарно-орфографической работе, и сама словарно-орфографическая работа, и текст, с которым работали дети. Ирина Анатольевна постоянно проверяла, кто внимательно слушает, а кто — нет. Например, после того, как один ученик прочитал значения слова театр, учитель спросил, кто сколько значений услышал. В середине урока Ирина Анатольевна попросила ребят повторить фамилии, которые назывались в начале урока. Я считаю, что такой приём тренирует внимание и память учеников. Больше всего мне понравилось то, что учитель развивал у ребят эрудицию. Например, Ирина Анатольевна спросила у ребят, какие театры они знают, что такое театр военных действий, кто такой Константин Сергеевич Алексеев. Кузнецова Мария, студентка группы РЛЖ-09-3.
ОтветитьУдалитьВ мастер-классе Н.В. Павловой мне понравилось интересное подведение к теме. Последний слайд презентации содержал ошибку: было пропущено слово «уроке». «На сегодняшнем … мне удалось...». Согласно гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили, это очень хороший методический приём. Работа в микрогруппах, которую включила в свой мастер-класс Наталья Валентиновна, очень полезна для детей: они учатся работать в команде, развивают коммуникативные навыки. Ученикам были показаны словари на слайдах презентации. Приучать детей к работе со словарями очень важно. Кузнецова Мария, студентка группы РЛЖ-09-3.
ОтветитьУдалитьМария, большое спасибо за комментарий.
УдалитьЯ долго думала над тем, как начать урок, было несколько вариантов. Использование мультимедиа – один из них. Мои ученики каждый раз, когда видят подключенный проектор, технику, уже на перемене начинают интересоваться: а что мы будем делать, что будем смотреть? (т.е. служат средством привлечения внимания). Как показал мастер-класс, тренировать внимание следует не только школьникам, но и студентам (а это навык, который необходим не только в рамках изучения русского языка, но и в условиях современной жизни, с её скоростью и огромными объёмами информации). Специально были включены проблемные задания, ситуации на уроке, т.к. они служат мотивацией познавательной деятельности школьников и вызывают интерес к предмету. Также возможно использование жетонов, которые учащиеся получают за ответы (интересные, толковые вопросы), набрав 5, могут получить оценку «отлично» в журнал. В таком случае появляется стимул, в активную работу включается большее количество учеников.
Хотелось бы поблагодарить авторов выложенных на блоге презентаций. Яркие, красочные слайды поднимут настроение любому школьнику, разнообразят учебный процесс, вызовут у ребят интерес к русскому языку и теме урока. Кузнецова Мария, студентка группы РЛЖ-09-3.
ОтветитьУдалить13 ноября 2012 года я провела урок развития речи по конспекту, составленному Сидоренко Яной (гр. РК-08-1). Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по серии сюжетных картинок о коте Леопольде».
ОтветитьУдалитьДумаю, что поставленная цель была достигнута. Работы многих учеников были очень хорошими в содержательном плане: эмоциональные, интересные, с богатой лексикой, с оригинальным раскрытием темы.
Что касается конспекта, то отмечу: не всё прошло так, как было запланировано. В беседе с детьми я обнаружила, что они путают такие понятия, как тема и идея текста, затрудняются определить тип речи. На уроке следовало бы вспомнить изученный материал. Система вопросов и заданий могла бы быть следующей: 1. Сформулируйте тему текста. Если дети затрудняются ответить или подменяют формулировку темы текста его пересказом, то предлагаем такой вопрос: Что такое тема текста? 2. Сформулируйте идею текста. Если дети не могут ответить, адресуем классу следующий вопрос: Что такое идея текста? 3. Определите тип речи вашего сочинения. Если дети путаются (предлагают в качестве ответов такие формулировки, как художественный, публицистический и т.п.), необходимо спросить пятиклассников о том, какие типы речи они знают, и повторить особенности текстов разных типов речи, делая особый акцент на текстах повествовательного типа речи.
После проверки сочинений школьников пришла к мысли о том, что в этап предупреждения орфографических ошибок следует включить работу со словами на орфограмму «Правописание ться и тся в глаголах».
Учащиеся допускали грамматические ошибки, связанные с нарушением управления (день рождение). Думаю, что при проведении урока необходимо продумать работу с этим словосочетанием. Ахметшина Гульнара, студентка группы РНГ-09-5.
Урок-исследование «В мастерской художника слова» учителя русского языка и литературы гимназии № 79 Плотининой Н.П. соответствует заявленным целям, задачам и методам. Учителю удалось в полной мере раскрыть тему занятия, которая была корректно сформулирована и доступно объяснена учащимся, провести исследование языкового материала. Структура урока построена так, что переход от одной фазы урока к другой является логичным и уместным. На каждый элемент занятиябыло отведено определённое время, и это являлось обоснованным. Учитель применил разнообразные виды работы на уроке, особенно понравился дифференцированный подход во время некоторых элементов занятия: анализа не только поэтического текста, но и прозаического. С одной стороны, учитель творчески подошёл к теме урока; с другой, - предоставив результат своей работы,- акцентировал внимание школьников на эффективное усвоение учебного материала во время словарно-орфографической работы, лингвистического эксперимента.
ОтветитьУдалитьУчитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 72 Степанова М.А.
Большое спасибо за комментарий!
ОтветитьУдалить