ФГОС на уроках русского языка

СТАТЬИ 
1. Роль вопросов и заданий в организации образовательного пространства урока русского языка (С.В. Зуева) смотреть здесь
2. Рефлексивное письмо как метод организации рефлексивного поля на уроках русского языка (С.В. Зуева) смотреть здесь
3. Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления (Зуева С.В.) смотреть здесь
4. Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками (С.В. Зуева)смотреть здесь
5. К вопросу о возможностях текста как средства создания проблемной ситуации на уроках русского языка (Артемьева О.Н.) смотреть здесь
6. Приёмы активизации субъектной позиции ученика на уроке русского языка (Зуева С.В.) смотреть здесь

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
5 класс
1. Возвратные глаголы. Урок русского языка в 5 классе (Пискунова Г.В., учитель русского языка и литературы гимназии № 34 г. Ульяновска) смотреть здесь
2. Имена существительные собственные и нарицательные (урок русского языка в 5 классе) (Малышева И.А., гимназия № 33) смотреть здесь
3. Обобщение и систематизация изученного по теме "Существительное". Урок русского языка в 5 классе (Исакова Н.Ф., учитель русского языка и литературы гимназии № 1 г. Ульяновска) смотреть здесь
4. Правописание приставок. Урок русского языка в 5 классе (Малышева И.А., учитель русского языка и литературы гимназии № 33 г. Ульяновска) смотреть здесь
6 класс
1. Подготовка к изложению, близкому к тексту (Артемьева О.Н., доцент кафедры русского языка УлГПУ им. И.Н. Ульянова; Кочурова И.Е., Панкова Е.А., студентки 4 курса УлГПУ) смотреть здесь
7 класс
1. Что мы знаем о частицах? Урок русского языка в 7 классе (Малышева И.А., учитель русского языка и литературы гимназии № 33 г. Ульяновска) смотреть здесь
2. О-Ё после шипящих (Зуева С.В., доцент кафедры русского языка УлГПУ им. И.Н. Ульянова) смотреть здесь
8 класс
1. Обращение. Урок русского языка в 8 классе (Зуева С.В., доцент кафедры русского языка УлГПУ им. И.Н. Ульянова, к.п.н.) смотреть здесь

ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ
1. Графический диктант по теме "Разряды союзов по значению" (Лебедева Анастасия, РЛ-11-3) смотреть здесь (Презентацию к фрагменту урока см. ниже)
2. Подробное изложение-миниатюра по теме "Диалог" (Лебедева Анастасия, РЛ-11-3) смотреть здесь (Презентацию к фрагменту урока см. ниже)
3. Изложение-миниатюра (близкое к тексту) по теме "Синтаксис и пунктуация. Повторение и систематизация изученного" (Щипакина Ю., Сергеев В., Фролова Д., РЛ-12-1) смотреть здесь

ПРЕЗЕНТАЦИИ К ФРАГМЕНТАМ УРОКОВ
1. Графический диктант по теме "Разряды союзов по значению" (Лебедева Анастасия, РЛ-11-3) смотреть здесь
2. Подробное изложение-миниатюра по теме "Диалог" (Лебедева Анастасия, РЛ-11-3) смотреть здесь

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, 
ПОМОГАЮЩАЯ В ОСМЫСЛЕНИИ ФГОС ООО
1. Как реализовать одно из требований ФГОС ("обеспечивать для участников образовательного процесса возможность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО всеми обучающимися, в т.ч. обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами"), если в классе учится ребёнок, страдающий аутизмом? Задуматься над этой проблемой помогает фильм Любови Аркус "Антон тут рядом". Прочитать отзыв о фильме.
2. Во многих российских школах есть поликультурные классы, в которых учатся дети, плохо владеющие русским языком. Как происходит адаптация детей-иностранцев, готовы ли общеобразовательные учреждения менять программу, если в классе учатся дети-инофоны, и почему Школ русского языка должно быть как можно больше? Эти вопросы корреспондент информационного агентства "Фергана.Ру" задала Ольге Владимировне Синёвой, специалисту в области обучения детей-билингвов и изучающих русский как иностранный, автору учебных пособий, кандидату филологических наук, доценту Московского института открытого образованияПредлагаем читателям блога прочитать интервью с методистом.

49 комментариев:

  1. Я изучила фрагмент урока «Подробное изложение-миниатюра». Он составлен студенткой четвертого курса Лебедевой Анастасией. Для своего фрагмента урока она взяла отрывок из повести В.Г. Губарева «Королевство кривых зеркал».
    Хотелось бы отметить, что данная повесть ученикам интересна. В таком возрасте им нравится читать про таких же детей, как они сами, находить ошибки в поведении героев, оценивать их. Дети задумываются о том, кто они, начинают анализировать свое поведение.
    Фрагмент урока составлен грамотно. Учащиеся сами анализируют текст (учитель лишь задает наводящие вопросы, дает определенные задания), при этом мнение детей на первом месте.
    В урок грамотно введена информация об авторе, дана установка на слушание. Дети сами определили, зачем они будут слушать текст. После чтения текста проводится беседа, которая позволит ученикам убедиться в том, что текст не так прост. Возникает потребность обращения к карточкам с текстом. Планируется проведение не только речеведческих, но и правописных заданий. В урок включена рефлексия: учащиеся делают вывод о том, что и как они делают.
    В этом фрагменте урока грамотно прописаны УУД к каждому виду задания. Это говорит о понимании студенткой того, что и для чего она делает на уроке.
    Презентация также мне понравилась. Оформлена она по правилам. Нет перенасыщенности информацией. Много ярких, красочных картинок, есть портрет писателя. В списке литературы указаны источники, откуда взяты картинки, фотографии.
    Я считаю, что данный фрагмент урока является образцовым и нам, студентам третьего курса, следует обратить внимание на него при выполнении аналогичного задания.

    ОтветитьУдалить
  2. Фомина Марина Михайловна17 сентября 2015 г. в 23:45

    Ознакомилась с конспектами уроков "Обращение. Урок русского языка в 8 классе", "О-Ё после шипящих" С.В.Зуевой, доцента кафедры русского языка УлГПУ им. И.Н. Ульянова, к.п.н.. Эти уроки помогают понять , какими должны быть современные уроки. Отвечая на вопросы конспектов, представляя себя на месте учеников, ловлю себя на мысли, что не скучал бы на уроке. Учитель заставляет размышлять, "не отпускает" на протяжении всего урока. Захотелось подробнее познакомиться с технологией проблемного мышления (знаю только поверхностно), понравились приемы, использованные на уроке. Вообще по-хорошему завидую студентам, которые приходят к нам на практику. Они другие. Порой ты у них учишься, наблюдая за их общением с учениками, отмечая задания, которые они предлагают. Спасибо, Светлана Витальевна, за примеры отличных уроков.

    ОтветитьУдалить
  3. Сонина Наталья Владимировна18 сентября 2015 г. в 21:30

    К уроку русского языка в 8 классе по теме « Обращение» Зуевой С.В.
    По личному опыту знаю, что многие учителя испытывают затруднения при конструировании уроков, удовлетворяющих требованиям ФГОС. Мне кажется, что урок С.В.Зуевой помогает осознать педагогам, как нужно построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения.
    На протяжении всего занятия учитель поддерживает мотивацию школьников, активизирует их деятельность, создавая проблемные ситуации. Здесь ученик, действительно, «живой участник образовательного процесса». Дети сотрудничают с учителем и друг с другом, в процессе работы над темой урока делают сами выводы. К занятию был подобран интересный языковой материал, который не перегружал урок, продуманы актуальные вопросы. А главное всё же, что в центре внимания урока — дети.

    ОтветитьУдалить
  4. Солодилина Светлана Геннадьевна19 сентября 2015 г. в 12:46

    Прочитала статью Зуевой С.В. "Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления". По своему личному опыту могу сказать, что трудности, изложенные в этой статье, имеются и в моей педагогической деятельности. Трудно вдвойне урок построить с учётом требований ФГОС в 5 , 6 классе, если ученики не приучены к такому темпу работы с начальных классов. Очень сложно перестроить учеников на другой темп и уровень работы, потому что не все учителя начальной школы работают ФГОС, хотя по отчётности всё замечательно. Трудности в сельской школе имеются и с применением на уроке ИКТ. Не каждая школа может себе позволить в каждый класс купить компьютер или ноутбук. Я считаю, что данная статья очень полезна для учителей не только русского языка и литературы. Предложу обсудить её своим коллегам в школе. Я считаю, что каждому учителю стоит задуматься над своими методами работы. Если учителю не хватает методических рекомендаций, значит нужно учиться, посещать курсы переподготовки, общаться с коллегами, включаться в работу интернет-сообществ. Пора, коллеги, шагать в ногу со временем.

    ОтветитьУдалить
  5. Голубева Галина Валентиновна19 сентября 2015 г. в 17:41

    Я познакомилась с конспектом урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание приставок». Разработала этот урок И.А. Малышева. Педагог работает по программе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Хочется отметить высокую компетентность учителя, знания и выполнение требований к современному уроку. Тип урока соответствует поставленным целям для учеников. Цели направлены на ожидаемый и диагностируемый результат обучения. А форма урока помогает в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Хорошо, что урок начинается с целеполагания. Школьники сами формулируют тему урока и уже на данном этапе оценивают свои знания по теме.
    Известно, что организация самооценивания учеником степени достижения цели учения способствует поддержанию интереса к познанию. А это очень важно. Учитель запланировал в начале урока постановку учащимися цели учения, очень удачно использовал методические приёмы вовлечения детей в деятельность при изучении нового материала. Различные задания используются так, чтобы пятиклассники почувствовали свой успех.
    На уроке Ирина Анатольевна использовала как индивидуальную, фронтальную, так и групповую формы работы обучающихся. Причём форму деятельности дети выбирают сами. Умелая организация деятельности школьников по достижению учебных целей способствует развитию их личностных возможностей и формирует рефлексивное мышление и собственное мнение («Какое задание показалось самым сложным? А какое самым интересным?» - задаёт вопросы учитель в конце урока). Даже в словарной работе дети сами определяют задание в соответствии с темой урока. И, конечно же, правильная организация контроля и самоконтроля результатов обучения приводит к достижению поставленных целей в течение всего урока.
    Как опытный методист, Малышева И.А. использует различный инструментарий. В зависимости от уровня подготовленности учащихся она предлагает разные варианты работы по классификации приставок: либо работу в группах сотрудничества с последующим обсуждением результатов работы, либо предлагается незаконченная таблица, где учащиеся формулируют принципы деления слов и дают названия каждой группе примеров. Думается, такие методические варианты могут быть интересны молодым педагогам, размышляющим над актуализацией темы.
    Уровень сложности заданий вполне соответствует возрастным возможностям школьников и направлены на формирование и развитие УУД. Конечно же, налицо высокий уровень методической грамотности педагога. Понравилось дидактическое оснащение урока: разнообразные задания различного типа, использование учителем разных источников информации (словари, таблицы, работа с текстом, презентация к уроку и т.д.).
    Автор данной заметки не ставит целью проанализировать весь урок с методической точки зрения, а всего лишь делится впечатлением о представленной разработке урока. Несомненно, от личности учителя, его умения грамотно использовать коммуникативно целесообразный стиль общения зависит психологический комфорт на уроке, а от компетентности педагога в предмете преподавания зависит результат обучения каждого ученика.
    Спасибо Ирине Анатольевне за творческий и профессиональный подход к своей работе.


    ОтветитьУдалить
  6. Цатурян Илона Юрьевна22 сентября 2015 г. в 10:41

    Я изучила конспект урока "Что мы знаем о частицах?", разработанный И.А.Малышевой. Начало зачастую является самой сложной и ответственной частью занятия. Ирина Анатольевна начинает урок с коммуникативной разминки, грамотно подводя учеников к самостоятельному формулированию цели. Импонирует то, что учитель принимает все ответы, корректируя их при необходимости.
    Я считаю, что неотъемлемой частью урока русского языка является работа с текстом. Правильно подобранный текст способствует активизации речевой и интеллектуальной деятельности. Текст Н.Сладкова соответствует возрасту детей, он понятен, т.к. написан в диалоговой форме. С помощью текста учитель вспоминает изученный ранее материал, дает возможность учащимся самостоятельно сформулировать задания. Очень понравилось то, что педагог при помощи текста выходит на омонимию частей речи, тем самым помогая разрешить возникшие трудности школьников. По итогам выполненной работы совместно делаются выводы, это заставляет учеников мыслить, рассуждать, открывать для себя новые знания. При выборе домашнего задания учитель делает акцент не только на закреплении изученного материала, но и на развитии речи учащихся ("подготовьте связный текст", "докажите свое мнение"). Выражаю благодарность Ирине Анатольевне за грамотное построение урока, соответствующего новым требованиям!

    ОтветитьУдалить
  7. Комментарий к уроку русского языка в 5 классе «Правописание приставок» учителя И.А. Малышевой.
    В процессе урока Ирина Анатольевна Малышева умело организует познавательную деятельность своих учеников, подводя их к самостоятельной постановке учебных задач и поиску решений возникающих проблем. Учитель с самого начала урока даёт учащимся понять, что именно они являются здесь главными «действующими героями». Ирина Анатольевна, задавая вопросы на осмысление, понимание, уточнение и углубление смыслов учебной деятельности, помогает пятиклассникам понять, что деятельность на уроке значима для каждого из них. Организуя на этапе целеполагания выполнение словарного диктанта, который содержит слова с орфограммами по изучаемой теме, учитель даёт учащимся возможность проверить свои силы, обнаружить области незнания, начать искать пути преодоления собственных затруднений. Таким образом учитель обучает ребят умению осуществлять рефлексивные действия, самоконтроль и самооценку, создаёт условия для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию. Ирина Анатольевна в партнёрстве с учениками планирует учебную деятельность на уроке, предоставляя им выбор пути достижения поставленной цели. После выполнения различных учебных заданий и промежуточной рефлексии учащиеся оценивают степень своего продвижения по учебному материалу и (каждый для себя) планируют, что станет содержанием их домашнего задания. Учитель организует и реализует на уроке различные виды деятельности обучающихся: слушание, чтение, письмо, говорение, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, обобщение, анализ, сравнение, классификацию, сопоставление, диагностирование и самостоятельную деятельность. Через формулирование домашнего задания учитель неизбежно побуждает учащихся к саморазвитию и проявлению своей самостоятельности.

    ОтветитьУдалить
  8. Кашина Ася Васильевна26 сентября 2015 г. в 20:18

    Познакомилась с конспектом урока И.А. Малышевой "Правописание приставок".Мне он показался интересным. Я непременно возьму его себе на заметку.Было оптимальным, на мой взгляд, сочетание контроля, самоконтроля для выполнения заданий. Нет перегруженности теоретическим материалом. Уместно использование ИКТ. Благодаря этому идёт воздействие на несколько органов чувств, за счёт чего будет достигнуто более глубокое осознание материала.
    Хотелось бы отметить, что на данном уроке мотивация процесса обучения осуществлялась на всех этапах: вступительное слово, проверка домашнего задания, самопроверка.
    Выбор форм работы самими детьми, а не учителем - вот что я возьму в свою методическую копилку при подготовке к урокам русского языка в 5 классе.
    Ирина Анатольевна, огромное спасибо!! Мне захотелось побывать на уроке "вживую"

    ОтветитьУдалить
  9. В статье «Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления» Светлана Витальевна поднимает самую главную, на мой взгляд, проблему – перестроить учителю самого себя, осознать сущность новых образовательных стандартов. Как сломать сформировавшиеся убеждения и скорректировать поступки учителя – взрослого человека? И страх перед новым, и неуверенность в себе, и тайные мысли: «Пора на покой» - присутствует, конечно, всё. Проблем много. Но, на мой взгляд, они всё же решаемы. Главное, не отступать и идти намеченной дорогой. Помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Педагог должен непрерывно учиться: Учиться по-новому готовиться к уроку, по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения своих учеников, по-новому взаимодействовать с их родителями. Педагог должен, в первую очередь, поверить в себя, заниматься самообразованием, осваивать новые технологии обучения и помнить при это слова Д. Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

    Красовская Александра Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

    ОтветитьУдалить
  10. Чекушкина Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 2228 сентября 2015 г. в 20:13

    Познакомилась с конспектом урока И.Малышевой "Правописание приставок".Урок разработан по новому стандарту. Учитель не учит, а помогает учиться детям, как и должно быть по новым стандартам. Разработаны все этапы работы на уроке, и детям некогда скучать. В конспекте показаны все этапы, согласно ФГОС.
    1) мотивационно-мобилизующий этап: ученики вовлечены в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию урока; 2) исследовательский этап: через весь урок красной нитью учебная задача решается путём исследования языкового материала; 3) этап контроля: Ирина Анатольевна осуществляет контроль, который незаметно переходит в самоконтроль; 4) рефлексия: на уроке была обратная связь и оценка результатов собственной деятельности. Понравился подход к домашнему заданию. Думаю, что ученикам не будет скучно на таком уроке. Постоянно меняется деятельность. Ученики не просто пишут 40 минут, а учатся мыслить, рассуждать. С удовольствием познакомилась с этим конспектом. Обязательно использую материалы на своем уроке. Всё очень грамотно, продуманно. Формируются все виды УУД, что так необходимо в связи с введением ФГОС ООО. В течение этого урока выполнено много заданий, дети и исследовали, и пробовали свои силы, и оценивали свою работу. Спасибо автору за разработку. Дальнейших творческих задумок!

    ОтветитьУдалить
  11. Бикбаева Фирюзя Мудярисовна10 октября 2015 г. в 21:19

    Бикбаева Фирюзя Мудярисовна, учитель русского языка и литературы Старозеленовской СОШ - МОУ.
    Познакомилась со всеми статьями С.В. Зуевой. Особенно мое внимание привлекла статья «Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления». Это, наверно, потому, что проблемы, описанные в статье, мне очень близки. Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше более всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
    В своей статье С.В. Зуева, сравнив деятельность учителя русского языка до введения ФГОС и на современном этапе, дает понять, что она (деятельность), если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по–новому готовиться к уроку, учиться по–новому проводить урок, учиться по–новому оценивать достижения обучающихся. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
    Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Спасибо вам, Светлана Витальевна, за то, что видите все проблемы изнутри, понимаете все трудности, с которыми сталкиваются учителя русского языка, и предлагаете реальные пути их преодоления.

    ОтветитьУдалить
  12. Шанина Елена Николаевна22 октября 2015 г. в 19:38

    Меня давно интересовал вопрос,как правильно,продуктивно школьнику работать над своими ошибками. Ведь многие учащиеся и в старших классах не умеют,а иногда и не хотят выполнять данный вид работы.
    Статья С.В.Зуевой "Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками" показалась мне особенно интересной. Учащиеся должны выполнять диагностико-коррекционные действия по собственной инициативе,а большинство из них просто не задумываются над причинами допущенных ошибок,не знают,как объяснить их,как избежать.Что же делать? И на этот вопрос мы находим ответы в данной статье.Для того,чтобы самостоятельно выполнять работу над ошибками,ученик должен научиться "вскрывать причину" той или иной ошибки, должен видеть "фрагмент слова,требующий орфографической зоркости". Светлана Витальевна говорит о том, что ученик не только должен усваивать содержание учебного предмета, но и учиться регулировать свою познавательную деятельность.
    Самым сложным бывает убедить школьников в необходимости неформального отношения к работе над своими ошибками. В статье даются рекомендации по организации диагностико - коррекционного способа работы над ошибками, приводятся примеры анализа типичных ошибок.
    Данная статья очень полезна, ее необходимо изучить на заседании школьного методического объединения.
    Шанина Елена Николаевна,заместитель директора по социальным вопросам. МБОУ Лицей № 25 города Димитровграда.

    ОтветитьУдалить
  13. Герасимова Ирина Рудольфовна29 октября 2015 г. в 13:27

    Меня очень заинтересовала статья Светланы Витальевны Зуевой "Роль вопросов и заданий в организации образовательного пространства урока русского языка", потому что, как и многие учителя, испытываю нехватку хорошей современной литературы при проектировании уроков русского языка. Годами наработанный опыт помогает легко ориентироваться в структуре урока, но умению задавать "качественные вопросы", чтобы получить от ученика "качественные ответы", еще надо поучиться.
    Все вопросы, предложенные Светланой Витальевной, я охотно взяла себе на вооружение. При этом я немало удивилась: они просты, доступны, "лежат на поверхности", но как часто мы в силу опыта-привычки эти вопросы никогда не задавали учащимся. Все и так понятно: слушай МЕНЯ и выполняй МОИ требования. А тут вдруг в лоб:"Зачем тебе знать эту тему? Какую форму работы ты выберешь? Что надо сделать, чтобы исправить свои ошибки?" и т.д. И ребята понимают, что их мнение и их желание учитель учитывает и помогает в дальнейшей работе прийти к желаемой цели.
    Спасибо Вам за хорошие идеи, Светлана Витальевна.
    Герасимова Ирина Рудольфовна, учитель русского языка и литературы. МБОУ СОШ №6 г. Ульяновска.

    ОтветитьУдалить
  14. С интересом познакомилась с материалами блога. Статья Зуевой С.В. "Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления" посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме. Действительно, понять идею ФГОС просто, а вот реализовать требования стандарта на уроках чрезвычайно сложно. Речь здесь идёт уже не о содержании урока, а о его процессуальной составляющей. Еще раз для себя отметила, что необходимо «умение создавать живую ситуацию урока и работать по его процессу» и «школа должна сформировать человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». Хочется работать по-новому, больше доверять своим ученикам, делегировать им часть своих полномочий на уроке, допустить возможность иных, не совпадающих с моей точкой зрения, незапланированных ответов, не всегда уместных вопросов; разрешить своим ученикам выбор заданий, форм предстоящей работы, и всё время совместно с детьми анализировать и оценивать, что уже сделали, зачем, что ещё нужно сделать для продвижения в теме.
    Материалы блога имеют практическую направленность, полезны, поэтому предложу учителям русского языка и литературы нашей школы ознакомиться с ними на ШМО.

    ОтветитьУдалить
  15. Майнскова Ольга Геннадьевна4 ноября 2015 г. в 14:37

    С интересом познакомилась с материалами блога. Тема, затронутая С.В. Зуевой в статье "Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления", для меня очень актуальна. Надо признать, что ФГОС ворвался в повседневную жизнь школы, не соизмеряясь с силами и возможностями учителей. Введение стандарта второго поколения изменило представление о том, какими должны быть содержание образования и его результат. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю", - гласит китайская мудрость. Значит, главное в успешном обучении - деятельность обучающегося, причём не от случая к случаю, а в системе. Поэтому приёмы системно - деятельностного подхода должны присутствовать практически на каждом уроке русского языка независимо от типа и формы.
    Материалы С.В. Зуевой помогают понять, как "изменение технологии ведения урока помогает реализовать на практике требования ФГОС". Имея практическую направленность, полезны и начинающему, и опытному учителю, поэтому предложу педагогам школы ознакомиться с ними на ШМО.
    Спасибо, Светлана Витальевна, что учите работать по-новому. Показываете, как не делать на уроке всё самому, как создать условия для формирования и развития ученика как субъекта учебной деятельности.
    Майнскова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ УЛ г. Димитровграда

    ОтветитьУдалить
  16. Белова Алевтина Павловна4 ноября 2015 г. в 19:26

    Изучив материалы методического блога кафедры русского языка, литературы и журналистики, отметила для себя не только методическую, но и практическую их направленность. Особый интерес вызывает статья Зуевой С.В. "Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками", в которой автор поднимает проблему нежелания школьников работать над своими ошибками. Автор предлагает разобраться в данной проблеме, "...используя современные психолого-педагогические данные, которые помогут отыскать методические резервы, способствующие усовершенствованию этого традиционного и [...] "вечного" для процесса обучения русскому языку вида работы". Анализируя традиционные методики работы над ошибками и объёмные алгоритмы объяснения ошибок разного типа, требующие от школьников глубокого знания предмета, Светлана Витальевна подводит читателей к выводу, что "...в организации этой работы отсутствует важное с психологической точки зрения звено - выявление и устранение учениками причин своих ошибок, ведущее к формированию эффективного способа самодиагностики и коррекции". Далее автор в интересной и доступной форме рассказывает, что собой представляет диагностико-коррекционный способ работы над допущенными ошибками; формулирует рекомендации по организации способа самодиагностики и коррекции на уроках русского языка; приводит пример, как практически была организована такая работа на уроке анализа типичных пунктуационных ошибок в контрольном диктанте в 11 классе средней общеобразовательной школы Ульяновска. Данная статья актуальна, так как содержит новый подход в методике работы над ошибками; поэтому я рекомендовала бы изучить статью Зуевой Светланы Витальевны каждому учителю-словеснику.
    Белова Алевтина Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ УЛ города Димитровграда

    ОтветитьУдалить
  17. Хаметова Светлана Владимировна17 ноября 2015 г. в 20:43

    Мною был изучен конспект урока И. А. Малышевой «Что мы знаем о частицах?». Я считаю, что все цели, которые педагог поставил в начале урока, были успешно достигнуты. Требования, выдвигаемые Федеральным Стандартом, соблюдены.
    Урок получился очень насыщенным и познавательным. Радует тот факт, что преподаватель знакомит учеников не только с интереснейшим и оригинальным текстом, но и с его автором. Часто учителя грешат тем, что лишь вскользь озвучивают информацию о том или ином писателе. Иногда ребята не имеют ни малейшего представления о жизни, творчестве, исторической эпохе, в которой жил и творил автор изучаемого текста. Бывает, что это ведет к непониманию темы или идеи. В данном конспекте урока педагог акцентирует внимание на том, почему вдруг Сладкова стала интересовать именно жизнь природы, которая стала главной темой его творчества.
    Отдельной похвалы заслуживает необычный, богатый на частицы текст Н. Сладкова про белку. Даже самого отъявленного лентяя заинтересует такой интригующий рассказ. Сам текст – загадка уже мотивирует ребят к дальнейшей работе.
    Радует разнообразие форм работы на уроке. Она здесь может быть и индивидуальной, и парной, и групповой, и фронтальной.
    Очень ценным и необходимым является тот фрагмент урока, который связан с омонимичными частями речи. Для многих учеников данный вопрос является достаточно трудным. На уроке это языковое явление представлено в понятной и доступной форме. Есть задания, которые помогут ребятам закрепить полученные знания по этой теме.
    Урок Ирины Анатольевны является для меня определенным стимулом в совершенствовании моей дальнейшей педагогической деятельности. Учитель мастерски показала, как можно интересно и оригинально преподавать уроки русского языка в соответствии со всеми требованиями ФГОС.
    Хаметова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Барыша

    ОтветитьУдалить
  18. Шопенская Наталья Ивановна20 ноября 2015 г. в 13:13

    С удовольствием познакомилась с конспектом И.А. Малышевой " Собственные и нарицательные имена существительные" (5 класс). Конспект очень интересный и полезный для учителя, работающего по ФГОС или готовящегося работать по ФГОС.
    Каждый этап урока соответствует современным требованиям: цели, план работы определяются вместе с учениками, работа с текстом предполагает формирование как познавательных, так и личностных и метапредметных УУД, большое внимание уделено формированию коммуникативных УУД, должное место отведено рефлексии.
    Учитель очень вдумчиво отнёсся к подбору дидактического материала, с любовью и знанием дела подобраны тексты, слова для словарно-орфографической работы. Грамотно заданные "что" -вопросы и "ли"-вопросы активизируют деятельность учеников, помогая И.А. Малышевой создать образовательное пространство для каждого ребёнка, установить с ним субъект-субъектные отношения.
    Необходимо отметить многообразие форм и видов деятельности учащихся: групповую, фронтальную и индивидуальную формы; все виды речевой деятельности. Самые интересные, на мой взгляд, находки - работа со словами типа Дизель-дизель, со словом "каламбур" и текст о Юпитере.
    Спасибо Вам, Ирина Анатольевна!
    С уважением, Шопенская Н. И., учитель русского языка и литературы МАОУ "Авторский лицей Здварса № 90"

    ОтветитьУдалить
  19. Курилович С.В.21 ноября 2015 г. в 20:53

    С удовольствием ознакомилась с материалами блога, нашла много интересного и полезного для себя как в теории, так и в практике.Очень понравилась статья С.В.Зуевой "Роль вопросов и заданий в организации образовательного пространства урока русского языка". Статья написана доступным для практикующего учителя языком и содержит необходимую информацию, помогающую понять особенности организации ОП. Совершенно верно отмечено, что "именно изменение технологии ведения урока помогает реализовать на практике требования ФГОС". Действительно, современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.
    Светлана Витальевна, делая акцент на процессуальной составляющей современного урока русского языка, особо затрагивает проблему классификации типов вопросов, и в этом, на мой взгляд, несомненная практическая ценность статьи. Доступно и понятно разграничены типы вопросов, с помощью которых формируются определенные УУД на различных этапах урока. Предлагаемые в статье вопросы можно с успехом использовать при проектировании своих уроков.
    Большое спасибо за действительно нужную информацию!
    Курилович С.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 22

    ОтветитьУдалить
  20. В статье С. В. Зуевой «Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления» названы и проанализированы основные трудности, с которыми сталкивается учитель при реализации требований ФГОС в процессе преподавания.
    Соглашусь с автором, что непросто учителю, много лет успешно работавшему в школе и достигшему определённых результатов, перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения учебного материала и предоставить обучающимся самостоятельно открывать для себя новые знания. И всё-таки перестраиваться приходится всем: и молодым, и опытным учителям, так как в структуре современного урока именно обучающиеся – главные “действующие герои” - субъекты, а это означает, что их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю.
    И вот как это сделать, какие конкретные методы и приёмы позволяют правильно мотивировать обучающихся, поставить их в позицию не объекта, а субъекта обучения, рассказывает другая работа С.В.Зуевой - Урок «О-Ё после шипящих». Каждый этап этого урока строго соответствует ФГОС и в то же время… ни в чём не противоречит классической методике преподавания русского языка.
    На мой взгляд, так и должно быть: современная школа обязана учитывать реалии сегодняшнего дня и в то же время опираться на лучший опыт педагогического наследия прошлого: труды Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко… Как не вспомнить в связи с этим вклад в отечественную методическую науку Е.И.Никитиной! Её рекомендации к проведению уроков развития речи, принципы системности, преемственности и перспективности в обучении русскому языку и сегодня могут помочь современному учителю в реализации системно-деятельностного подхода, который лежит в основе Стандарта. Многие методические находки талантливых педагогов и методистов прошлого, их бесценный опыт не только не утратили своего значения сегодня, но и нашли подтверждение и обоснование в современной теории и практике.








    ОтветитьУдалить
  21. Сидорчева Галина Викторовна25 ноября 2015 г. в 23:55

    Сидорчева Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ Ишеевский многопрофильный лицей
    С большим интересом и несомненной пользой для себя изучила статью Зуевой С.В. "Роль вопросов и заданий в организации образовательного пространства урока русского языка". Сделала это по конкретной учительской надобности перед проведением собственного открытого урока русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие как часть речи" 20 ноября в рамках Дня открытых дверей в нашем образовательном учреждении - Ишеевском многопрофильном лицее. Думаю, не надо объяснять, почему в таких случаях учителю необходима своего рода научная "калька", которую он накладывает на проект своего урока с целью выявления соответствия - несоответствия материала конспекта урока тем требованиям, о которых идёт речь в данной статье. Взяв на вооружение справедливое замечание Светланы Витальевны о том, что учителя не всегда уделяют должное внимание процессуальной составляющей урока, тщательно выверила систему вопросов и заданий в своём уроке, устранив некоторые недочёты с точки зрения классификации таковых по характеру информации, по содержанию и функции, а в особенности по тому, какой из видов УУД формируют эти вопросы и задания. Твёрдо усвоила из содержания статьи, что вопрос "зачем" должен ставиться на каждом уроке, чтобы выводить учащихся жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования. Руководством к действию считаю указание на то, что педагогу надо стремиться формировать очень значимое умение работать по процессу урока, т.е. адекватно реагировать на самые неожиданные вопросы и реплики школьников. Светлана Витальевна, совершенно согласна с Вами, что учёт этих обстоятельств и условий позволит учителю грамотно организовать образовательное пространство современного урока русского языка.
    25 ноября 2015

    ОтветитьУдалить
  22. Макарова Анжелика Алексеевна26 ноября 2015 г. в 19:07

    Как правильно организовать работу учащихся над ошибками, чтобы это было не формально выполненное учеником задание учителя, не пустая трата времени, а работа, которая в дальнейшем даст хорошие результаты и позволит сделать письменную речь ребёнка более грамотной? Что делать, если ученик не хочет, а чаще всего не может выполнить данный вид работы? Ответы на эти вопросы я нашла в статье С.В.Зуевой "Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками".
    Я согласна с автором в том, что работа над собственными ошибками – «проверенный метод достижения индивидуальной грамотности, обязательная составляющая траектории повышения грамотности обучающегося». Именно поэтому важно, как мне кажется, не просто научить детей исправлять свои ошибки, заставить их вспомнить и применить то или иное правило, а научить их выявлять и понимать причины допущенных ошибок, видеть, как пишет Светлана Витальевна, «фрагмент слова, требующий орфографической зоркости».
    Автор отмечает, что структура диагностико-коррекционного способа работы над ошибками полноценна лишь в том случае, если «диагностированные учеником причины ошибок достоверны, выбранные им коррекционные меры адекватны этим причинам, а диагностико-коррекционные действия школьник выполняет по собственной инициативе». И с этим трудно не согласиться.
    Ценность статьи С. В. Зуевой в том, что в ней даны рекомендации по организации диагностико - коррекционного способа работы над ошибками, а также приведены наглядные примеры анализа типичных ошибок.

    Макарова Анжелика Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 74.

    ОтветитьУдалить
  23. Кузнецова Наталья Сергеевна28 января 2016 г. в 20:55

    С большим интересом и пользой для себя познакомилась с материалами блога.
    Хочется особо отметить конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Существительное" Исаковой Н.Ф., учителя русского языка и литературы гимназии №1 г.Ульяновска.
    Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС. Составлен очень грамотно, очень интересные задания, проблемные вопросы. Ученик находится в субъектной позиции. Он и анализирует, и обсуждает, и оценивает, и рефлексирует.
    На протяжении всего урока учитель мотивирует детей, активизирует их деятельность. Детям предоставлена самостоятельность.Различные виды деятельности используются так, чтобы вовлечь учащихся в процесс, чтобы они почувствовали свой успех.
    Правильная организация контроля и самоконтроля результатов обучения приводит к достижению поставленных целей.
    На уроке присутствует работа с текстом, с помощью которого учитель и дети вспоминают изученные ранее орфограммы и пунктограммы.
    Совместная работа заставляет учеников мыслить, рассуждать, открывать для себя новые знания.
    Кузнецова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Средняя школа №8 имени Н.В.Пономарёвой"

    ОтветитьУдалить
  24. Абанина Татьяна Дмитриевна1 февраля 2016 г. в 23:36

    На Методическом блоге представлены интересные и полезные материалы, но я хочу отметить статью Зуевой Светланы Витальевны "Роль вопросов и заданий в организации образовательного пространства урока русского языка". В ней автор говорит, что при подготовке к урокам необходимо уделять больше внимания процессуальной составляющей урока, тщательно продумывать вопросы и задания на каждый этап занятия, потому что вопросы и задания, правильно поставленные учителем, способствуют активности учащихся, развивают их творческие способности, помогают выяснить знания ребят, их понимание материала, способствуют обобщению и систематизации изученного. Светлана Витальевна предлагает классифицировать вопросы по тому, какой из видов УУД формируется. Я согласна с автором, что "качество ответа зависит от качества вопроса". Также Светлана Витальевна отмечает преимущество продуктивных и проблемных вопросов (они развивают познавательную активность, индивидуализм в усвоении знаний) над служебными и репродуктивными вопросами (предполагают внешнюю активность класса).Мне понравились примеры вопросов и заданий, позволяющие провести прогностическую рефлексию и рефлексию уже осуществлённой деятельности. Я возьму данные материалы на вооружение и буду использовать в своей работе.
    Абанина Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Средняя школа №8 имени Н.В. Пономарёвой

    ОтветитьУдалить
  25. учитель русского языка Лямасова Г.Г. г. Димитровград2 февраля 2016 г. в 21:08

    На сайте много очень содержательного и нужного работающему учителю материала. Много полезной информации я прочитала в Ваших рубриках «ФГОС на уроках русского языка», «ОГЭ И ЕГЭ по русскому языку», «Работа с одаренными детьми». Очень хорошо, что Вы отслеживаете школьную жизнь по разным направлениям, учитывая малейшие изменения извне. С удовольствием познакомилась с разнообразием уроков, увидела практические приемы деятельностного подхода к организации работы учащихся. Важным и интересным показалась возможность познакомиться в рубрике «Полезные ссылки» не только с официальными сайтами журналов, каталогом образовательных ресурсов, но и с блогами работающих учителей. Действительно, очень удобный для работы методический блог. Открыла вас для себя. Дальнейших Вам творческих успехов!
    Пожелание: введите на свою страницу сайт Центра краеведческой информации им. Б.В.Аржанцева центральной детской библиотеки № 25 (www.25.mukcbs.org). Много необходимого для учителя краеведческого материала, викторин, занимательных игровых заданий.
    Слушатель группы ФИЛ-1 Лямасова Г.Г.

    ОтветитьУдалить
  26. С интересом познакомилась со всеми статьями С.В.Зуевой, посвящёнными проблеме реализации ФГОС на уроках русского языка.Каждая из них обозначает "болевые "точки современного практикующего учителя, предлагает подходы к их осмыслению с точки зрения современных требований к образовательному процессу.
    В статьеС.В.Зуево "Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления" для меня прозвучала главная мысль:учить, менять себя,свою косность, тогда ,как следствие,придёт и осознание,ради чего мы обучаем, что хотим получит в итоге.
    Идея ФГОС,как любая идея,мыслится вне реальности, пока она не принимает осязаемые черты в конкретной деятельности учителя, которому на данном этапе дана возможность совершенствоваться и совершенствовать метод,систему, результат обучения.Это всегда непросто..
    Но не этого же ли мы хотим от наших выпускников?Интеллектуального труда,как важнейшей обретаемой личностной ценности, позволяющей сполна осмыслить заново красоту родного языка,родной культуры,свою значимость для их сохранения и приумножения.Хочется пожелать удачи всем нам на этом сложном , но интересном и важном пути.
    Маслова А.Н. МОУ СОШ №1г.Новоульяновск

    ОтветитьУдалить
  27. Коротина Валентина Николаевна4 февраля 2016 г. в 19:10

    Внимательно изучила материалы блога. Особый интерес вызвала статья С.В.Зуевой «Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления». В ней детально анализируются основные трудности, которые испытывает педагог при построении уроков русского языка с учетом требований ФГОС.
    Тема, затронутая автором, волнует каждого учителя. Как подготовить урок, учитывая современные инновации? Как сделать учеников главными действующими лицами на уроке? Как сделать их деятельность осмысленной? Как создать на уроке условия для формирования и развития ученика как субъекта учебной деятельности? Соглашусь с автором, что «самое трудное для части учителей – это решиться начать работать по- новому». Говоря о сложностях, стоящих на этапе реализации требований стандарта на уроках русского языка, Светлана Витальевна последовательно называет их причины, одной из которых является то, что «большинство из нас «вышли» из традиционной школы, из «классической» системы обучения». Автор справедливо утверждает, что для изменения сложившейся ситуации необходимо изучать психолого-педагогические источники и методические пособия, разъясняющие технологию построения урока с учетом требований ФГОС.
    Современная жизнь предъявляет человеку свои требования – высокое качество образования, целеустремленность, умение адаптироваться в любом обществе; требования к образованию тоже меняют свои приоритеты. В создавшихся условиях реализация ФГОС, на мой взгляд, в большей степени зависит от личностного развития учителя, от его желания учиться, совершенствоваться, приобретать новые знания и умения, быть заинтересованным в самоизменении. Статья С.В. Зуевой помогает задуматься об этом.
    Коротина Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №24» г. Ульяновска

    ОтветитьУдалить
  28. Конова Юлия Николаевна5 февраля 2016 г. в 22:41

    Познакомилась с материалами блога.Очень интересной показалась статья С.В. Зуевой "Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути преодоления". Действительно,очень сложно бывает изменить процессуальную составляющую занятий.Трудно изменить собственную позицию, позицию лидера на уроке.Она за многолетнюю практику стала настолько привычной,что,кажется, по-другому не может быть. Программы Д.Б. Эльконина-Давыдова помогают сформировать образ нового учителя,который очень выгодно отличается от классического,но, одно дело сформировать новый образ в своем сознании,другое дело, воплотить на практике. Очень важна методическая составляющая систем развивающего обучения. Мы привыкли к готовым алгоритмам использования различных правил и не хотим "изобретать велосипед".Но жизнь меняется.Современные условия заставляют учителя мыслить по-иному,работать по-иному. Опять возвращаюсь к тому,что сказано в статье Светланы Витальевны,и с этим нельзя не согласиться.Необходимы практико-ориентированные,психолого-педагогические методики,помогающие учителю овладеть необходимыми умениями,позволяющими реализовать на уроке требования ФГОС.

    ОтветитьУдалить
  29. Затагина Татьяна Викторовна8 февраля 2016 г. в 02:09

    Познакомилась со всеми материалами,связанными с ФГОС. Нашла для себя очень много полезного. Работаю в школе всю свою сознательную жизнь, а вот с теми самыми ФГОСами столкнулась вплотную только в этом учебном году, поэтому любая информация (и методическая, и практическая) мне необходима.
    Нутром чувствую, что работать по-старому нельзя, не можно! Время изменилось, дети другие. Как вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику сформировать у обучающихся умение учиться? Как помочь современному школьнику ставить перед собой (а потом и решать) задачу - учить себя? Вопросов много. На некоторые из них нашла ответы в статье С.В.Зуевой "Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления". Статья - чудо! Всё чётко, понятно, просто. И интересно. Читаешь - и невольно хочешь меняться. Ведь современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей своей жизни. И в этом учитель играет очень важную роль. Учитель, который идёт в ногу со временем, который меняется и развивается сам, который способен творчески совместить всё то хорошее, что было в традиционной школе с современными требованиями. Учитель, для которого ученик не только субъект учебной и воспитательной деятельности, но, прежде всего, человек, личность. Спасибо, Светлана Витальевна, за Ваше неравнодушие к нашему образованию.
    Я открыла для себя методический блог кафедры русского языка, литературы и журналистики. Много содержательного и нужного. Просмотрела конспекты уроков, фрагменты уроков, презентации к фрагментам уроков. Несколько ярких слайдов (подробное изложение-миниатюра по теме "Диалог") - и создалось сказочное настроение. Нашла полезную информацию в рубриках "ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку", "Материалы к урокам русского языка".
    Спасибо. Творческих Вам успехов.

    ОтветитьУдалить
  30. Шуркина Валентина Петровна15 марта 2016 г. в 19:12

    Шуркина Валентина Петровна 15 марта 2016 г.
    С удовольствием познакомилась со всеми материалами блога и поняла, что по-прежнему работать нельзя, хотя за плечами не один десяток лет педагогического труда.
    Да, трудно перестраиваться, но надо, потому что и время требует изменений и новое поколение учащихся. Хорошим подспорьем в работе будут методические статьи С.В.Зуевой "Трудности реализаций требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления", ""Роль вопросов и заданий в организации образовательного пространства урока русского языка" и "Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками". Стало всё понятно и просто. Для работы с ребятами беру много новых заданий, которыми делятся учителя на этом блоге. СПАСИБО ВАМ.

    ОтветитьУдалить
  31. Макарова Марина Васильевна1 апреля 2016 г. в 18:15

    Макарова Марина Васильевна учитель русского языка и литературы МОУ Старомайнская средняя школа №2 31.03.2016.
    Познакомилась с материалами урока Зуевой С.В., доцента кафедры русского языка УлГПУ им. И.Н. Ульянова "Обращение" (урок в 8 классе).Тема заинтересовала, т.к. на своих уроках использую элементы занимательности, чтобы учащиеся с интересом и удовольствием изучали новый материал. По аналогичной теме в 5 классе я обращалась к отрывку из мультипликационного фильма "Котенок с улицы Лизюкова", где главный герой обращается к прохожим с просьбой помочь найти улицу.
    Светлана Витальевна в своей разработке урока показала, как можно преподнести материал по данной теме в 8 классе. Тексты, подобранные методистом, соответствуют возрасту учащихся, материал урока - требованиям стандарта ФГОС. Ученик постоянно вовлечен в учебный процесс и является субъектом деятельности. Сам ребенок ощущает себя автором данного урока. В этом и состоит мастерство методиста и педагога.
    В дальнейшем для своей работы буду не раз обращаться к данным публикациям.

    ОтветитьУдалить
  32. Медведева Айнура Наримановна2 апреля 2016 г. в 22:18


    В первую очередь прочитала статью Зуевой С. В."Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками",так как сама испытываю трудности в эффективной организации данного вида работы на уроках русского языка. Возможно, школьники не хотят работать над своими ошибками потому, что в основе традиционной организации этого вида работы лежит припоминание правила и воспроизведение умственных действий по его применению, а не "выявление и устранение причин своих ошибок".
    Зуева С. В. в статье пишет о необходимости преподавания русского языка в контексте субъектной парадигмы образования, когда ученик в процессе обучения ставится в субъектную позицию; формулирует не только рекомендации по организации диагностико-коррекционного способа работы над ошибками, но и показывает, как практически осуществляется такая работа.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  33. Тихонова Елена Николаевна3 апреля 2016 г. в 13:19

    Познакомилась с работами и материалами С.В. Зуевой. Особенно меня заинтересовала статья «Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления». Полностью согласна с высказыванием автора: «Нельзя сформировать нового учителя для новой школы старыми методами обучения…». Такой путь образовательного процесса совершенствует не только личность школьника, но и педагога.
    Действительно, применение системно-деятельностного подхода к обучению позволяет создавать условия для проявления познавательной активности учеников, нацеливает их на самостоятельный поиск решений, (узнавать, анализировать, применять, демонстрировать), создание проблемной ситуации на уроке. Реализация требований ФГОС позволила сделать уроки динамичнее и интереснее.
    Спасибо, Светлана Витальевна, за статью. Обязательно поделюсь с коллегами. В ней я нашла много ответов на проблемные вопросы.

    ОтветитьУдалить
  34. Копашко Ольга Александровна9 апреля 2016 г. в 08:35

    Изучила статью "Рефлексивное письмо как метод организации рефлексивного поля на уроках русского языка" доцента кафедры русского языка Ульяновского государственного педагогического Университета имени И.Н. Ульянова Зуевой С.В.Статья является мощным методическим подспорьем учителю, работающему в условиях реализации ФГОС. Автор даёт подробное обоснование необходимости активизации учащихся, формирования школьника как субъекта собственной деятельности. Одним из таких "инструментов" и является рефлексия на уроках. На конкретных примерах Светлана Витальевна показывает различные типы рефлексии и способы её реализации.
    Данная статья актуальна и полезна не только учителям русского языка, но и другим предметникам. Обязательно предложу коллегам изучить эту работу Светланы Витальевны и обсудить на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.
    Учитель русского языка и литературы Средней школы № 8 г. Ульяновска Копашко Ольга Александровна.

    ОтветитьУдалить
  35. Денисова Наталья Николаевна11 апреля 2016 г. в 22:36

    Знакомясь с материалами блога, обратила внимание на статью С.В.Зуевой «Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления». Читала и мысленно вела диалог с автором: соглашалась, разрешала мучившие меня сомнения, находила ответы на свои вопросы. Автор очень правильно рассуждает о необходимости изменений в учебном процессе (роль учителя и ученика), связанных с введением ФГОС. Желание меняться у нас, учителей, есть. А вот как быть с учениками??? «Надо научить школьника учить себя », - пишет Светлана Витальевна. А у меня сразу в голове вопросы: «Хотят ли современные дети вообще учиться? Как научить человека, читающего в 8 классе по слогам? Что делать с подростком, допускающим 30-40 ошибок в контрольном диктанте? Как реагировать на хамство, грубость, пренебрежение, саркастические колкости и нецензурную речь??? и т.д.» . Порой грамотно выстроенный и продуманный план занятия рассыпается, как карточный домик, потому что весь класс не готов к уроку: не выучили правила, не написали письменно упражнение, а если и списали упражнение, то не выполнили дополнительные грамматические задания. Ученым мужам-теоретикам спуститься бы на землю и пообщаться с «особенными» детьми, которых, к сожалению, становится все больше и больше...

    ОтветитьУдалить
  36. С интересом познакомилась с материалами блога. Тема, затронутая С.В. Зуевой в статье "Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления", для меня очень актуальна. Соглашусь с автором, что очень сложно учителю перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения учебного материала и предоставить обучающимся самостоятельно получать новые знания. Для того, чтобы достичь результата, учителю приходится перестраиваться внешне и внутренне. Недостаточно только тщательно подготовиться к уроку, необходимо ещё психологически настроиться на то, что ученик сам, под руководством учителя, целеполагает, прогнозирует, контролирует, оценивает усвоенный материал. Не верилось, что наши ученики и учителя готовы и способны к реализации таких требований новых стандартов. Понемногу работа эта начинает давать небольшие, но положительные результаты. Материалы С.В. Зуевой помогают понять, как "изменение технологии ведения урока помогает реализовать на практике требования ФГОС". Учитель русского языка и литературы Средней школы №8 г. Ульяновска Коршуненко Елена Константиновна

    ОтветитьУдалить
  37. Фаттахетдинова Гульшат Иршатовна 14 апреля 2016.
    С удовольствием познакомилась с материалами сайта. Здесь много различных материалов для учителя-практика: полезная и актуальная теория, представленная в статьях Зуевой С.В. и Артемьевой О.Н., конспекты уроков учителей города.
    Мое внимание привлек конспект урока русского языка в 5 классе
    Пискуновой Г.В. Я знаю этого учителя как человека творческого, следящего за новинками и стремящегося не только реализовать их на своих уроках, но и внести в них что-то свое. Хочется отметить высокую компетентность учителя, знания и выполнение требований к современному уроку. Тема, выбранная учителем, важна для формирования знаний о морфологических признаках не только глаголов, но и глагольных форм (причастия и деепричастия)и, конечно, способствует развитию орфографической грамотности. Начиная со словарной работы учитель каждым этапом урока умело подводит своих учеников к самому важному - созданию мини-сочинений с использованием возвратных глаголов. Верю, ученики справились с этим заданием легко, ведь педагог построил занятие так, что они приобрели знания по изучаемой теме, познакомились с художественным образцом (стихотворением Роберта Рождественского). Индивидуальные таблицы, использованные для рефлексии, помогают не только ученикам оценить свои знания, но и учителю определить уровень усвоения темы данного урока.Очень понравилось, что ученики активно участвуют в построении урока, выбирают для себя домашнее задание и планируют свою дальнейшую деятельность.
    Большое спасибо Пискуновой Галине Валерьевне за образец интересного современного урока.
    Слушатель группы ФИЛ-5 Фаттахетдинова Г.И., учитель русского языка и литературы МАОУ "Физико-математический лицей № 38 г. Ульяновска"

    ОтветитьУдалить
  38. Краснова Зинаида Алексеевна15 апреля 2016 г. в 21:04

    Я изучила план-конспект урока Н.Ф. Исхаковой по теме «Обобщение и систематизация изученного по теме « Имя существительное» (5 класс). Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. Учителем проведена тщательная подготовка при подборе доступного учебного материала. Структура урока соответствует типологии урока. На уроке учитель очень грамотно осуществляет системно-деятельностный подход к учащимся. Методы обучения подобраны правильно согласно типологии и содержания учебного материала. Учебный материал способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий. Я считаю, что на уроке не могло быть « скучающих» учеников.
    На протяжении всего занятия учитель активизирует их деятельность, вызывая интерес к изучаемой теме. На протяжении всего занятия учитель развивает умение формулировать определение понятий, обогащает словарный запас учащихся, совершенствует морфологические, орфографические и пунктуационные знания и умения. Грамотно проведена работа над текстом М.М. Пришвина. На этом этапе работы учитель проводит разнообразные виды работ: характеристика автора, озаглавливание текста, словарная работа, выполнение грамматического задания. Использование аудиозаписи с голосом дрозда, несомненно, разнообразило урок.
    Учащиеся в течение всего урока сотрудничают с учителем и со сверстниками: анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы по изучаемому материалу. Проведению интересного урока способствует применение на занятии информационно-коммуникативных технологий. Хочется выразить благодарность учителю русского языка Н.Ф. Исхаковой за разработку качественного урока, соответствующего современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта.



    Краснова Зинаида Алексеевна
    Учитель русского языка и литературы
    МОУ Елаурская СШ (группа ФИЛ-11)



    ОтветитьУдалить
  39. Чикинева Наталья Алексеевна Учитель русского языка и литературы МКОУ Труслейская СШ ( слушатель группы ФИЛ-6)18 сентября 2016 г. в 17:33

    С большим интересом и пользой для себя познакомилась с материалами блога.
    Несмотря на большой педагогический стаж, меня волнует проведение современного урока русского языка, выстроенного с учетом требований ФГОС.
    Изучила статью Зуевой С. В."Роль вопросов и заданий в организации образовательного пространства урока русского языка."
    Какая нужная для учителя статья! Действительно, мы, учителя, в конспектах занятий прописываем содержательную сторону урока,мало обращаем внимания на процессуальную составляющую, основой которой составляют вопросы и задания. Умело заданный вопрос и правильно подобранное задание - успех для создания образовательного пространства, где ученик - субъект учебной деятельности, он сам открывает знания. Статья С. В. Зуевой заставляет учителя работать по-новому. Считаю, что данная статья полезна не только учителям русского языка.

    ОтветитьУдалить
  40. Есина Людмила Васильевна21 сентября 2016 г. в 16:02

    Я познакомилась со статьёй С.В. Зуевой «Роль вопросов и заданий в организации образовательного пространства урока русского языка»
    Данная статья очень полезна нам, учителям-практикам, реализующим на своих уроках Стандарты второго поколения. Статья убеждает в том, что «учитель словесник должен создавать такое образовательное пространство, которое обуславливает самореализацию потенциала личности обучающегося», и даёт конкретные рекомендации по конструированию этого образовательного пространства, по организации процессуальной составляющей урока. Активность - пассивность ученика на уроке зависят от заданий, предлагаемых учителем. Автор представляет несколько классификаций вопросов, подробнее останавливаясь на той, в основу которой положены виды формируемых универсальных учебных действий. Ведь учителю важно знать не только как задавать вопросы, но и зачем необходим тот или иной вопрос. Учитель должен понимать, какое именно учебное действие будет развиваться у учащихся благодаря тем или иным вопросам и заданиям. Очень ценна статья наличием примеров. Это не только наглядно иллюстрирует теоретические утверждения, но и дает учителю толчок к творчеству, к формулировке новых, оригинальных вопросов и заданий, активизирующих учащихся на уроке, ставящих их в позицию субъекта.Статья помогает лучше понять, прочувствовать сам процесс урока русского языка в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

    ОтветитьУдалить
  41. Пчёлкина Наталья Ивановна24 сентября 2016 г. в 07:25

    Обстоятельно изучила материалы и сделала для себя вывод: как здорово, что я посетила курсы повышения квалификации и получила адрес блога. Очень ценные вещи. Шагая в ногу со временем, приходится "перелопачивать" много материалов на просторах Интернета, чтобы урок получился в соответствии с требованиями ФГОС. Особое внимание я обратила на статью С.В.Зуевой "Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками" Этот вопрос является для меня на данный момент актуальным. У меня возникла такая проблема: выпускники 9 класса на ОГЭ по русскому языку набирают достаточно баллов (32, 29), но в конечном итоге у большинства всё равно получается "3". Они не добирают баллов по грамотности. Поэтому в этом учебном году определила тему для самообразования "Пути повышения пунктуационной грамотности школьников". С чего начать? Стаж работы у меня 21 год, а как будто нет его.Кроме того, урок нужно выстраивать по современным требованиям.Сложно, но нужно. Я прекрасно понимаю, что грамотность не повысить без правильно налаженной работы над ошибками. Светлана Витальевна в статье указывает на то, что дети не любят выполнять работу над ошибками, так как это сложно. Но ни для кого не секрет, что уроки работы над ошибками не любят и сами учителя. И вот тут приходит на помощь статья "Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками" После прочтения я задумалась о том, что эти уроки тоже нужно строить с учётом требований ФГОС, как и другие. Ученик должен выступать в роли субъекта, как и на других типах уроков. Просто, казалась бы, но до меня это "не доходило" (стаж моей работы по ФГОС 1 год) Теперь пересмотрю свои позиции и применю на практике советы автора. Большое спасибо за приведённый пример момента урока в 11 классе, это окончательно помогло разобраться в данном вопросе. Буду учиться сама и учить детей этому. Будем надеяться, что в будущем баллы на ОГЭ (да и не только успехи на экзамене) нас порадуют.

    ОтветитьУдалить
  42. Пологова Наталья Сергеевна26 сентября 2016 г. в 00:09

    К сожалению, получив диплом учителя русского языка и литературы, в школе я не работала. Скажем так, по семейным обстоятельствам. В следующем году дочка идет в 1 класс, и мне подумалось вдруг: "А может, и мне?.."
    Придя на курсы ПК и узнав,насколько изменилась система образования,честно признаюсь,захотелось сбежать.Но я же всё-таки учитель (хоть пока только по диплому),значит,прежде,чем учить,должна и сама чему-то научиться.Хоть и страшно.С прослушиванием курса лекций становилось чуть понятнее,многое укладывалось "по полочкам". Но по-прежнему пугали непонятные слова-аббревиатуры "ФГОС" и "УУД", даже их расшифровки не укладывались в голове и упрямо не хотели запоминаться.
    И вот сегодня я познакомилась наконец с методическим блогом кафедры русского языка, литературы и журналистики. Просматривая разделы, останавливалась на материалах с заветной припиской "по ФГОС". Понравилась статья С.В.Зуевой "Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления". Статья написана просто и понятно, в ней рассматриваются и объясняются ошибки учителей при попытке реализации ФГОС, неумение "выключить" в себе оценщика, когда "учитель <...> не словом, так жестом (иногда одним взглядом) постоянно оценивает на уроке высказывания и деятельность своих учеников". Но статья не столько и не сколько призвана указать на ошибки педагогов. С.В.Зуева указывает на пути решения данных проблем.Я поняла,что урок должен быть интересен всем, но в первую очередь ученикам, которые должны "загореться" темой урока настолько,чтобы им самим захотелось изучить ее, рефлексируя, не боясь ошибок и трудностей, а учитель, как добрый и мудрый наставник, должен лишь направлять их и поддерживать. И теперь, благодаря этой статье, я поняла,что ФГОС - это нужно. И совсем не страшно.
    Пологова Наталья Сергеевна, слушатель группы ФИЛ-12

    ОтветитьУдалить
  43. Много полезного для себя узнала из материалов методического блога. Статьи интересны и с методической, и с практической точки зрения (применимы к конкретным занятиям). Особенно заинтересовали работы С.В.Зуевой «Роль вопросов и заданий в организации образовательного пространства урока русского языка» и «Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками». Действительно, от хорошо поставленных вопросов и продуманных заданий можно получить желаемый результат – осмысленный, аргументированный ответ учащихся. «Вопрос-ответ» - это мост к сотрудничеству ученика и учителя, в результате ученик становится субъектом образовательного процесса. Статью « Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками» считаю руководством действий для организации занятий по устранению и предупреждению ошибок, развитию орфографической зоркости. Обязательно применю метод «совет другу» на своих уроках и порекомендую коллегам.
    Антонова В.Ф., группа ФИЛ-6

    ОтветитьУдалить
  44. Табакова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 1 р.п.Новоспасское, слушатель курсов ФИЛ-1229 сентября 2016 г. в 20:18

    С большим интересом прочитала все материалы раздела «ФГОС на уроках русского языка», к некоторым возвращалась по нескольку раз. Благодарю за такую прекрасную возможность. Ведь это действенная форма повышения квалификации учителя. Интересны и теоретические материалы, и конспекты уроков. Взяла на вооружение много полезного для себя.
    Меня как руководителя районного МО учителей русского языка и литературы волнуют не только вопросы реализации ФГОС, но и возможность расширить кругозор коллег, учителей своего района, познакомить их с опытом других учителей, «поставить» практику работы сельского учителя на рельсы умной и понятной теории.
    Статья Светланы Витальевны Зуевой «Рефлексивное письмо как метод организации рефлексивного поля на уроках русского языка» очень помогла мне на одном из заседаний РМО. Моих коллег тоже заинтересовала рефлексия как важнейший «инструмент» формирования субъектности человека, «как источник внутреннего опыта, способ самопознания, необходимый инструмент мышления». Термин «рефлексивное поле» был для нас новым. Учителя активно используют возможности устной рефлексии, применяя её обычно в конце на уроках. А вот осуществление рефлексии в письменной форме на уроках русского языка было для них открытием. И то, что корректировать ход занятия надо с учётом осуществлённой детьми рефлексии. Фразы «Я узнал...; Я научился...; Я понял, что могу...; Мне понравилось...; Для меня стало новым...; Меня удивило...; У меня получилось...» широко практикуются на уроках. Но, оказывается, не менее интересно и полезно рефлексивное письмо, причём, оно также может и должно осуществляться на разных его этапах. Понятной и доходчивой классификацию рефлексии сделали примеры. Мы поставили перед собой цель: научить детей самостоятельно формулировать и делать запись отдельных предложений рефлексивной тематики, заданной учителем.

    ОтветитьУдалить
  45. Манякина Галина Михайловна30 сентября 2016 г. в 22:45

    Здравствуйте. С удовольствием познакомилась с методическим блогом нашей кафедры. Просмотрела многое, а основательно изучила статью С.В.Зуевой "Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками". 15 лет преподаю русский язык в школе и каждый раз сталкиваюсь с проблемой нежелания обучающихся делать работу над ошибками. Она им кажется ненужной. Зачем работать с текстом, за который уже стоит оценка?
    Почему же школьники не хотят работать над своими ошибками? Светлана Витальевна предлагает разобраться в этом вопросе в несколько ином ключе: ориентировать учителя "на субъектную парадигму образования". То есть мотивировать ребят таким образом, чтобы они работу над ошибками стали выполнять по собственной инициативе, а не по требованию учителя. Очень полезны рекомендации по организации диагностико-коррекционного способа работы над ошибками, а приведённый пример констатирующего эксперимента обязательно, с позволения д.п.н. Зуевой, буду использовать в своей работе. Спасибо. Слушатель группы ФИЛ-12 Манякина Галина Михайловна.

    ОтветитьУдалить
  46. Шишлов Александр Юрьевич3 октября 2016 г. в 20:24

    С интересом прочитал статью доцента кафедры русского языка УлГПУ им.И.Н.Ульянова С.В.Зуевой "Рефлексивное письмо как метод организации рефлексивного поля на уроках русского языка".Одной из идей статьи является мысль о необходимости формирования школьника как субъекта собственной деятельности, в том числе и учебной. Такой подход способствует наиболее полной самореализации личности, так как "субъект" понимается как "творец собственной жизни, как человек, стремящийся к постоянному самосовершенствованию".
    Мне близка мысль автора, согласно которой в формировании субъектности учащегося важную роль играет способность к рефлексии - "размышлениию, самонаблюдению, желанию понимать собственные чувства и поступки". ("Познай себя, и ты познаешь мир".)
    Интересными представляются приёмы, с помощью которых возможна организация рефлексии непосредственно на уроках. Некоторые из этих приёмов я намерен использовать в собственной преподавательской практике.
    С интересом буду ждать новых материалов на Вашем сайте.

    ОтветитьУдалить
  47. Бикмаева Раиса Усмановна15 октября 2016 г. в 09:41

    Добрый день!
    Познакомилась с материалами блога.
    Здесь я нашла много интересного и нужного материала.Меня заинтересовала статья С.В.Зуевой, доцента кафедры русского языка УлГПУ им. И.Н.Ульянова"Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления". Я согласна со многими педагогами , что "понять идею ФГОС просто,а реализовать требования стандарта на уроках чрезвычайно сложно".
    Я согласна с вами в том, что "сложившаяся ситуация осложняется тем,что на сегодняшний день очень мало авторитетных методических источников, последовательно излагающих теоретические и практические составляющие системно-деятельностного подхода на уроках русского языка".
    Я работаю по ФГОС первый год.Раньше не знала об этом блоге.Листая страницы, приобрела новые знания,необходимые для работы "по-новому". Теперь ваш блог будет моим главным советчиком по ведению уроков по ФГОС. Спасибо вам!
    Бикмаева Раиса Усмановна,учитель русского языка,МБОУ Татарско-Сайманская сш

    ОтветитьУдалить
  48. Титкова Жанна Викторовна10 ноября 2016 г. в 20:49

    Здравствуйте!Я познакомилась с методическим блогом кафедры русского языка и литературы и нашла здесь много интересной и полезной информации. Но особенно мне понравилась статья Зуевой С.В."Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления", так как это самая актуальная проблема, волнующая многих учителей. Подготовка к уроку по ФГОС требует больших умений и навыков от учителя. И если теоретический материал мы освоили, то практика для многих из нас является барьером, который необходимо преодолеть. Но как это сделать? А статья Светланы Витальевны как раз и даёт ответы на эти вопросы. Читая её, понимаешь,что это про тебя, про твои трудности. Я сразу отметила свой недочёт.Он заключается в том, что я, к сожалению, занимаю на уроке лидирующую позицию, а этого не должно быть. Автор статьи уточняет, почему это происходит, указывая на то, что мы "вышли из традиционной школы", но я понимаю, что это меня не оправдывает, что необходимо меняться, нужно работать над собой.Светлана Витальевна также говорит о том, что необходимо на уроке применять проблемное обучение, исследовательский метод, так как главная задача учителя - научить школьника учить себя.Эта статья нацеливает нас на то, что можно научиться работать по -новому, стоит только захотеть.
    Я также изучила статью Зуевой С.В."Приёмы активизации субъектной позиции ученика на уроке русского языка".И если первая статья для меня была своеобразным трамплином к урокам по ФГОС, то вторая- практическая деятельность.В ней подробно описываются основные приёмы активизации субъектной позиции ученика, которые необходимо использовать на уроках, чтобы учащиеся усвоили программный материал и чтобы у них были сформированы все виды универсальных учебных действий.
    Я хочу выразить свою благодарность Светлане Витальевне за то, что она даёт учителям теоретические и практические советы, помогает нам в разрешении проблем, которые вызывают у нас трудности.
    Титкова Жанна Викторовна, учитель русского языка и литературы, МОУ Красносельская СШ Новоспасского района.

    ОтветитьУдалить
  49. Ларкина Тамара Николаевна,
    учитель русского языка и литературы МКОУ «Чирикеевской ОШ»

    С огромным интересом познакомилась с материалами блога. Все материалы представляют методическую ценность. Несколько раз перечитала статью Зуевой С.В. "Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления".
    Действительно, мы, проработавшие в школе не один десяток лет, испытываем затруднения при построении уроков, удовлетворяющих требованиям ФГОС. Светлана Витальевна помогает осознать, как нужно построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения. Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, учителю нужно непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня, заниматься самообразованием, осваивать новые технологии обучения. Я считаю, что данная статья очень полезна не только для учителей русского языка и литературы. Хочу предложить на МО данную статью, обсудить проблемы реализации ФГОС с коллегами.
    Спасибо вам, Светлана Витальевна, за то, что видите все проблемы изнутри, понимаете все трудности и предлагаете реальные пути их преодоления.


    ОтветитьУдалить