О нас

2003 г.

С августа 2015 года блог носит название "Методический блог кафедры русского языка, литературы и журналистики УлГПУ им. И.Н. Ульянова"(прежнее название – "Методический блог кафедры русского языка УлГПУ им. И.Н. Ульянова"). Эти изменения связаны с объединением кафедры русского языка и кафедры литературы. Объединённой кафедрой кафедрой русского языка, литературы и журналистики УлГПУ им. И.Н. Ульянова  руководит Артамонов Владимир Николаевич, доктор филологических наук.  

Долгое время методическую школу кафедры русского языка возглавляла Екатерина Ивановна Никитина, профессор, Заслуженный учитель школы РСФСР, автор широко известных учебников для школьников "Русская речь". Семь её аспирантов: С.В. Зуева, Е.Е. Маркина, О.Н. Лёвушкина, И.В. Апалькова, Е.В. Баканова, Н.В. Бородина, С.В. Козлова  успешно защитили кандидатские диссертации.
В настоящее время аспирантурой по специальности 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)" руководит доцент С.В. Зуева.
С 2007 года кафедра ежегодно проводит научно-практическую конференцию памяти профессора Е.И. Никитиной, материалы конференции с 2008 года ежегодно публикуются в сборнике "Русское слово".


Блогером является Дмитриева Оксана Николаевна, доцент кафедры, кандидат педагогических наук.




















НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ




Воронина Н.В., Егорова Т.В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку. М.: ООО "Русское слово - учебник", 2013. 288 с.



Зуева С.В. Современный урок русского языка: пути решения актуальных проблем.  Ульяновск: УлГПУ, 2008.  119 с.


Баканова Е.В. Библия как гипертекст: культурно значимые концепты. Ульяновск: УлГПУ, 2011.  130 с.







Зуева С.В. Преподавание русского языка в контексте субъектного подхода к учащимся: Ульяновск: УлГПУ, 2011. 84 с.










Артемьева О.Н. Методика обучения приёмам        понимания текста: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2011. 134 с.


Артемьева О.Н. Обучение приёмам понимания текста: учебно-методическое пособие; 2-е изд., испр. и доп. Ульяновск: УлГПУ, 2012. 135 с.

7 комментариев:

  1. Любимая кафедра наша!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Ураскина Елена Викторовна6 мая 2013 г. в 03:05

    При работе над своим педагогическим проектом детально изучила методическое пособие Артемьевой О.Н.,Зуевой С.В. Сжатое изложение в 5-9 классах. Пособие замечательное! Описывается методика работы над сжатым изложением по классам (начиная с 5 класса), подробно рассматриваются приёмы компрессии (сжатия) текста,предлагается общая схема урока при работе над сжатым изложением и примеры такой работы по классам ( в 5,6,7-8,9-х классах).
    Сегодня при подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9 классе учитель-предметник сталкивается с неумением детей слушать текст, анализировать его, выбирать существенное и опускать второстепенное. Значит, работу над сжатием авторских текстов нужно начинать гораздо раньше, чем в 9 классе. Данное методическое пособие позволит учителю-практику умело выстроить свою работу по данной теме. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Ураскина Елена Викторовна6 мая 2013 г. в 03:28

    Внимательно изучила учебно-методическое пособие Артемьевой О.Н."Обучение приёмам понимания текста". При проведении работы по комплексному анализу текстов, начиная с 7 класса, учитель-предметник сталкивается с различными рода проблемами, в частности, с незнанием учащимися приёмов понимания текста. С чего начать? Как правильно построить работу по ознакомлению учащихся приёмам анализа текста? Как научить определять тему, идею,проблемы текста, оценить авторскую позицию по этим проблемам? На все эти вопросы можно получить ответы,изучив данное пособие. Кроме того, в методичке приводятся примеры конспектов уроков, фрагментов уроков с использованием регионального материала. Данное методическое пособие достаточно информативно и интересно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Бочкарёва Ольга Ивановна12 декабря 2013 г. в 17:07

    С интересом прочитала учебно-методическое пособие Оксаны Николаевны Артемьевой «Обучение приёмам понимания текста» и поняла, что здесь собран и представлен материал, который я обязательно буду использовать в своей работе.
    Этот материал действительно имеет огромную практическую значимость, так как его можно использовать и на отдельных уроках русского языка (РР), и при проведении консультаций при подготовке к ГИА/ЕГЭ, и для организации элективного (факультативного) курса (обязательно буду стараться осуществить эту идею на будущий год!)
    Понравились тексты краеведческого характера, которые приводятся в пособии (для анализа с учениками), а ещё – удачные примеры сочинений самих школьников!
    Книга очень полезна для учителя. Спасибо Вам, Оксана Николаевна!

    ОтветитьУдалить
  5. Моисеева Татьяна Николаевна15 декабря 2013 г. в 15:19

    Внимательно изучила пособие С.В.Зуевой "Преподавание русского языка в контексте субъектной парадигмы образования".Работа содержит достаточный методический материал,который поможет учителю нацелить процесс обучения и воспитания на формирование социализированной личности,как это требует ФГОС образования,современное информационное общество.Вопрос о субъектной парадигме обучения-актуальная тема для каждого современного учителя.Я тоже считаю,что только строя обучение по принципу субъект-субъектных отношений между учителем и учеником,
    можно добиться эффективности уроков,в конечном итоге,желаемых результатов.Подробно изучила 3 и 4 главы,которые содержат конкретные рекомендации для учителя русского языка,чтобы создать на уроке субъект-субъектные отношения.Очень полезным для меня оказался материал о самоопределении обучающегося,что является базой для творческого его развития.Данные в приложениях конспекты уроков-очень важный практический материал как для начинающего учителя,так и для учителя с большим стажем.Я думаю,что повысила свой методический уровень проведения уроков,получила много информации для дальнейшего совершенствования преподавания русского языка в своей школе.Спасибо большое за книгу!

    ОтветитьУдалить
  6. Методическое пособие О.Н.Артемьевой и С.В.Зуевой «Сжатое изложение» - своевременное и нужное издание. Книга адресована учителю-словеснику, содержит материалы, которые можно использовать на уроках русского языка и развития речи в 5-9 классах. Обучение сжатому изложению – это очень важная работа в системе подготовки школьников к итоговой аттестации и требует особого внимания.
    Согласна с авторами, что важна «систематическая согласованная работа всего педагогического коллектива». Тем не менее, мы, учителя-словесники, несем основную ответственность за подготовку школьника к успешному написанию творческой работы по русскому языку. Важно, чтобы учитель-словесник выстроил систему работы над сжатым изложением с 5 по 9 классы, что поможет выпускнику преодолеть трудности в итоговой аттестации.
    В методическом пособии даны конспекты, где наглядно показаны основные виды работы: беседа по тексту, компрессия, составление плана, предупреждение ошибок (очень важный момент), устный сжатый пересказ. Материалы, данные в книге, содержательные; тексты для творческих работ подобраны удачно. При написании изложения учащиеся обычно хорошо справляются с текстами художественного стиля, особенно повествовательного типа речи. В пособии представлена компрессия текстов как художественного, так и научного и публицистического стилей.
    Авторами конспектов являются не только опытные учителя, имеющие огромный стаж работы, но и будущие педагоги – студенты университета.
    Используя материал книги, провела урок в 5 классе по тексту В.А.Сухомлинского. Урок получился удачным. Уверена, что методическое пособие «Сжатое изложение» будет иметь место в моей педагогической практике.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Панфилова Елена Павловна17 апреля 2016 г. в 20:38

    Прежде всего, хочется выразить огромную благодарность создателям такого нужного и потрясающего сайта для студентов и учителей русского языка - О.Н. Артемьевой и С.В. Зуевой! На сайте есть всё, что необходимо и начинающему учителю и опытному словеснику: от серьёзных научных статей до материалов по урокам с интересными разработками и рекомендациями, словарями и текстами, которыми очень удобно пользоваться на практике.
    Приобрела и с большим интересом читаю учебно-методическое пособие Оксаны Николаевны Артемьевой "Обучение приёмам понимания текста". Данная книг очень может помочь старшеклассникам при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а также их учителям и родителям. Мой сын-девятиклассник тоже заинтересовался пособием. Оно поможет ему грамотно написать сжатое изложение на ОГЭ. Это пособие учит глубокому анализу текста, выявлению микротем, определению авторской позиции и проблематики текста. В методичке собран объёмный практический материал для работы на уроке по данным темам, фрагменты уроков и занятий, что будет очень полезно не только учителю, но и человеку, интересующемуся методиками и приёмами понимания текста. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить