Материалы к урокам русского языка


Мастер-классы


1. Прописная и строчная буквы (Малышева И.А., учитель русского языка и литературы гимназии № 33) смотреть здесь
2. Словообразование имён существительных (Павлова Н.В., студентка гр. РЛЖ-08-3) смотреть здесь




Конспекты уроков 

1. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (6 класс, программа под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта) смотреть здесь
2. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс, программа под ред. Н.М. Шанского) смотреть здесь
3. Конспект урока "В мастерской художника слова"(Плотинина Н.П., гимназия № 79) смотреть здесь
4. Конспект урока развития речи в 5 классе "Сочинение по серии картинок о Коте Леопольде"смотреть здесь
5. Конспект урока развития речи в 6 классе "Изложение, близкое к тексту, по рассказу И.С. Тургенева "Воробей") смотреть здесь

Презентации к урокам русского языка и развития речи

1. Словарно-орфографическая работа со словом гардероб (Кривова Екатерина, РЛ-12-1).

2. Диктант-молчанка по теме"Буквы О-Ё после шипящих"(Лузина Наталья, РЛЖ-08-2) смотреть здесь
3. Диктант-молчанка по теме "Буквы И-Ы после Ц"(Голявина Марина, РЛЖ-08-2) смотреть здесь
4. Диктант-молчанка по теме "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-"(Филиппова Елена, РЛЖ-09-4) смотреть здесь
5. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (Шарафутдинова Динара, РЛЖ-09-3) смотреть здесь
6. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (Кузнецова Мария, РЛЖ-09-3) смотреть здесь
7. Различение частиц НЕ и НИ смотреть здесь
8. Разряды частиц (Сидоренко Яна, РК-08-1) смотреть здесь
9. Сочинение по серии картинок о Коте Леопольде (Сидоренко Яна, РК-08-1) смотреть здесь
10. Материал к уроку "Подготовка к сочинению-описанию памятника Д.А. Разумовскому". Отрывки из документального фильма А. Сладкова "Неизвестный солдат. Последняя командировка" (2004 г.).

8 комментариев:

  1. Наблюдая мастер-класс Малышевой И.А., отметила для себя очень интересный методический ход, который учитель использовал в начале урока, чтобы мотивировать детей на изучение заявленной темы «Прописная и строчная буква». Ирина Анатольевна предложила ученикам самим поставить себе оценку за знание заявленной темы, затем прочитала ребятам текст и попросила определить количество слов, которые должны быть написаны с прописной буквы. Не все дети ответили верно. Считаю, что это очень хороший ход, чтобы мотивировать детей на изучение новой темы. Белова Светлана, студентка группы РК-09-1.

    ОтветитьУдалить
  2. Кузнецова Мария3 ноября 2012 г. в 15:42

    Несколько слов о мастер-классе И.А. Малышевой. Урок пронизан темой театра: и подведение к словарно-орфографической работе, и сама словарно-орфографическая работа, и текст, с которым работали дети. Ирина Анатольевна постоянно проверяла, кто внимательно слушает, а кто — нет. Например, после того, как один ученик прочитал значения слова театр, учитель спросил, кто сколько значений услышал. В середине урока Ирина Анатольевна попросила ребят повторить фамилии, которые назывались в начале урока. Я считаю, что такой приём тренирует внимание и память учеников. Больше всего мне понравилось то, что учитель развивал у ребят эрудицию. Например, Ирина Анатольевна спросила у ребят, какие театры они знают, что такое театр военных действий, кто такой Константин Сергеевич Алексеев. Кузнецова Мария, студентка группы РЛЖ-09-3.

    ОтветитьУдалить
  3. Кузнецова Мария3 ноября 2012 г. в 15:44

    В мастер-классе Н.В. Павловой мне понравилось интересное подведение к теме. Последний слайд презентации содержал ошибку: было пропущено слово «уроке». «На сегодняшнем … мне удалось...». Согласно гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили, это очень хороший методический приём. Работа в микрогруппах, которую включила в свой мастер-класс Наталья Валентиновна, очень полезна для детей: они учатся работать в команде, развивают коммуникативные навыки. Ученикам были показаны словари на слайдах презентации. Приучать детей к работе со словарями очень важно. Кузнецова Мария, студентка группы РЛЖ-09-3.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Павлова4 ноября 2012 г. в 12:12

      Мария, большое спасибо за комментарий.
      Я долго думала над тем, как начать урок, было несколько вариантов. Использование мультимедиа – один из них. Мои ученики каждый раз, когда видят подключенный проектор, технику, уже на перемене начинают интересоваться: а что мы будем делать, что будем смотреть? (т.е. служат средством привлечения внимания). Как показал мастер-класс, тренировать внимание следует не только школьникам, но и студентам (а это навык, который необходим не только в рамках изучения русского языка, но и в условиях современной жизни, с её скоростью и огромными объёмами информации). Специально были включены проблемные задания, ситуации на уроке, т.к. они служат мотивацией познавательной деятельности школьников и вызывают интерес к предмету. Также возможно использование жетонов, которые учащиеся получают за ответы (интересные, толковые вопросы), набрав 5, могут получить оценку «отлично» в журнал. В таком случае появляется стимул, в активную работу включается большее количество учеников.

      Удалить
  4. Кузнецова Мария3 ноября 2012 г. в 18:49

    Хотелось бы поблагодарить авторов выложенных на блоге презентаций. Яркие, красочные слайды поднимут настроение любому школьнику, разнообразят учебный процесс, вызовут у ребят интерес к русскому языку и теме урока. Кузнецова Мария, студентка группы РЛЖ-09-3.

    ОтветитьУдалить
  5. Ахметшина Гульнара22 ноября 2012 г. в 17:36

    13 ноября 2012 года я провела урок развития речи по конспекту, составленному Сидоренко Яной (гр. РК-08-1). Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по серии сюжетных картинок о коте Леопольде».
    Думаю, что поставленная цель была достигнута. Работы многих учеников были очень хорошими в содержательном плане: эмоциональные, интересные, с богатой лексикой, с оригинальным раскрытием темы.
    Что касается конспекта, то отмечу: не всё прошло так, как было запланировано. В беседе с детьми я обнаружила, что они путают такие понятия, как тема и идея текста, затрудняются определить тип речи. На уроке следовало бы вспомнить изученный материал. Система вопросов и заданий могла бы быть следующей: 1. Сформулируйте тему текста. Если дети затрудняются ответить или подменяют формулировку темы текста его пересказом, то предлагаем такой вопрос: Что такое тема текста? 2. Сформулируйте идею текста. Если дети не могут ответить, адресуем классу следующий вопрос: Что такое идея текста? 3. Определите тип речи вашего сочинения. Если дети путаются (предлагают в качестве ответов такие формулировки, как художественный, публицистический и т.п.), необходимо спросить пятиклассников о том, какие типы речи они знают, и повторить особенности текстов разных типов речи, делая особый акцент на текстах повествовательного типа речи.
    После проверки сочинений школьников пришла к мысли о том, что в этап предупреждения орфографических ошибок следует включить работу со словами на орфограмму «Правописание ться и тся в глаголах».
    Учащиеся допускали грамматические ошибки, связанные с нарушением управления (день рождение). Думаю, что при проведении урока необходимо продумать работу с этим словосочетанием. Ахметшина Гульнара, студентка группы РНГ-09-5.

    ОтветитьУдалить
  6. Урок-исследование «В мастерской художника слова» учителя русского языка и литературы гимназии № 79 Плотининой Н.П. соответствует заявленным целям, задачам и методам. Учителю удалось в полной мере раскрыть тему занятия, которая была корректно сформулирована и доступно объяснена учащимся, провести исследование языкового материала. Структура урока построена так, что переход от одной фазы урока к другой является логичным и уместным. На каждый элемент занятиябыло отведено определённое время, и это являлось обоснованным. Учитель применил разнообразные виды работы на уроке, особенно понравился дифференцированный подход во время некоторых элементов занятия: анализа не только поэтического текста, но и прозаического. С одной стороны, учитель творчески подошёл к теме урока; с другой, - предоставив результат своей работы,- акцентировал внимание школьников на эффективное усвоение учебного материала во время словарно-орфографической работы, лингвистического эксперимента.
    Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 72 Степанова М.А.

    ОтветитьУдалить